Звуки дутара

Московский Международный фестиваль искусств имени Нуры Халмамедова

проект Мамеда Гусейнова

Звуки дутара 2023

30 октября 2023 года состоялось уникальное мероприятие в рамках Московского Международного Фестиваля искусств имени Нуры Халмамедова- Международная научно-практическая конференция, посвященная 85-летию со дня рождения классика туркменской музыкальной культуры Нуры Халмамедова.

По словам организаторов, форум, который проводился при активной поддержке одного из ведущих учреждений культуры России — Российской государственной библиотеки имени Ленина, собрал бесприциндентное количество заявок от ведущих деятелей культуры из многих стран ближнего и дальнего зарубежья.

В очном формате конференции приняли участие 36 делегатов из Туркменистана, Азербайджана, Армении, Китая и России. Трудно переоценить значение этого события в контексте не только евразийской, но и общемировой музыкальной культуры. Столкнувшись с современными историческими вызовами, затрагивающими миллионы людей по всему миры, деятели культуры стали иначе осознавать и осмысливать высокую, гуманистическую миссию своей профессиональной деятельности, которая позволяет объединять страны, народы и этносы с помощью искусства. В этой связи, заявленная тема конференции «Проблемы формирования национальных композиторских школ в поликультурном пространстве» приобрела особую актуальность, став лейтмотивом выступления каждого докладчика.

В начале конференции, с приветсвенным словом выступила заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ имени Ленина, Алла Семенюк. В центре внимания ее сообщения, была обозначена одна из главных проблем, касающаяся пополнения фондов библиотек, изданиями современных композиторов из стран СНГ. Так же, было отмечено огромное значение международного фестиваля «Звуки Дутара», как центра притяжения творческих сил, способного создать благоприятные условия для культурного обмена, в том числе, в области книжных и нотных изданий.

В рамках конференции, прошла яркая презентация сборника вокальных сочинений Нуры Халмамедова «Избранные вокальные сочинения для сопрано и фортепиано» в авторской обработке артистки театра «Геликон опера» Дарьи Гусейновой. Уникальность данного издания заключается не только в бережном отношении к нотому тексту, композиторским указаниям, но и в красочном художественном оформлении, созданным исполнительницей, которое не оставит равнодушным даже самого взыскательного профессионала. Яркое, драматическое выступление артистки и блистательного композитора, пианиста, арт-директора фестиваля «Звуки дутара» -Мамеда Гусейнова произвело самое глубокое впечатление!

 

А. Г. Байрамова (директор Азербайджанского Национального музея музыки, доктор исскусствоведения, доцент Западного Каспийского университета (Баку), заслуженный работник культуры Азербайджана.) прочитала интересный доклад о становлении национальной композиторской шоклы Азербайджана, Акцентируя свое внимание на предпоссылках развития композиторского творчества, автор сделала важный вывод. Для формирования профессионального мастерства необходимо не только получение европейского обрзования, но и наличие «промышленного фактора». Сильная экономика способна создавать новые явления в искусстве, что подтверждается современной культурной повесткой Азербайджана. На сегодняшний день, Азербайджан является страной музыкальных фестивалей, многие из которых проходят под личным патронажем президента страны Г. Алиева, а азербайджанская композиторская школа переживает период своего расцвета.

Р. П. Лисициан ( советский, российский и армянский певец, вокальный педагог, автор методических пособий. Заслуженный артист Российской Федерации, профессор) в своем докладе рассмотрел армянскую национальную музыку, как совокупность разных видов искусств, отметив важность поэтического и художественного творчества. Автор подробным образом рассмотрел влияние уникальных памятников духовного наследия армянского народа на становление национальной музыкальной традиции. Речь шла о средневековых гимнах, имеющих удивительное название- шаракан, что в переводе означает «вереница» или «ряд». Как правило, шаракан состоит из трех строф, которые символизируют Божественную Троицу. Его главной темой вначале было таинство вочеловечения Христа ради искупления грехов человека и его спасения. Но позже шараканы могли отражать и важнейшие события отечественной истории. Потому их авторами становились не только церковные деятели, но даже политические лидеры страны. К примеру, правитель Армении князь Ашот Багратуни (VII в.) был первым мирянином, чья духовная песнь была канонизирована и включена в сборник «Шараканоц». Так же, было отмечено влияние европейского центра армянской культуры, который располагался на острове в Венецианской лагуне и назывался общиной Святого Лазаря. Здесь в 1717 году, католические армяне под руководством своего наместника- монаха Манука ди Пьетро (Мхитара Севастийского) обосновали монастырь, который дал начало просветительской миссии подвижников. 18 век в истории армянского народа ознаменовался эпохой военных потрясений: страна была лишена государственной самостоятельности и разделена между Османской империей и Персией. В связи с этими драматическими событиями, монастырская община подвязалась не только на духовной ниве, но объединенная общей идеей -сохранить культурное наследие армян, основала настоящую «Академию армянских наук». Именно здесь была написана грамматика древнеармянского языка, были составлены три тома толкового словаря, который составлял 79 000 слов, так же созданы труды по истории армянского народа, математике, земледелеию, астрономии, в последствии были открыты типография и собственный музей искусства, в котором хранятся полотна О. Айвазовского и европейских художников Даже в период Наполеоновских войн в Европе, мхитаристы отстояли свою общину в качестве центра ориенталистких исследований, в котором собраны уникальные рукописи и музейные экспонаты: указом Наполеона Бонапарта мхитаристы были объявлены академиками, а армянский католический орден-Академией! Остров Святого Лазаря посещали видные деятели культуры и искусства: лорд Байрон два года изучал с монахами армянский язык; и даже издал на английском языке англо-армянский словарь и грамматику армянского языка! Выступление В. А. Гуревича, (профессор Российского Государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургской Консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения), раскрыл феномен творческого гения Нуры Халмамедова не только с профессиональной, но и с личностной, психологической точки зрения. Автор был близко знаком с Туркменским Орфеем и от того, его выступление было проникнуто невероятной человеческой теплотой. В. А. Гуревич постулировал один из главных тезисов, который может" взять на вооружение" каждый композитор национальной школы, желающий приобщить слушателя к своему творчеству: «Нуры Халмамедов писал как мировой композитор, объединяя традиции европейского музицирования на уровне сознания, и национальные традиции — на уровне подсознания» Так же, в своем докладе, В. А. Гуревич поставил новую цель перед научным сообществом: необходимо не только изучать творчество туркменского классика, но заниматься изданием полного собрания его сочинений, и восстановлением записей.

Уникальный доклад представил Е. К. Волков (дирижер, театральный педагог, лауреат и член жюри международных конкурсов), рассматривавший понятие «русский веризм» в контексте оперы «Живи и помни» выдающегося советского, русского композитора, народного артиста СССР, Кирилла Евгеньевича Волкова. Представляет особый интерес тот факт, что данная работа, написанная о Великой Отечественной Войне, была не только удостоена высокой государственной награды- Государственной Премии СССР, но так же неоднократно шла на ведущих европейских сценах! Этот факт красноречиво свидетельствует о том, что подлино национальная музыка вызывает интерес не только у соотечественников, но способна всколыхнуть сознание людей с другой этнической принадлежностью. При этом, автор подробно остановился на творческих методах композиторской работы с фольклорным материалом, условно, обозначив два основных направления: Метод Леуша Яначека, избравшим прямое цитирование фольклорного материала в своих сочинениях Метод Богуслава Мартину, не использовавшим прямое фольклорное цитирование, но при этом,"пропитывавшим" свой композиторский материал фольклорными, национальными интонациями. По словам докладчика, необходимо отметить, что творчество Нуры Халмамедова, творившего в хронологических рамках, так называемеого направления «новой фольклорной волны», открывало перед слушателями оба метода работы с национальной музыкой.

Веризм (итал. il verismo, от слова vero — истинный, правдивый) —реалистическое направление, возникшее в в итальянской литературе, музыке и изобразительном искусстве конца XIX века. Термин возник в XVII веке, употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возродился во второй половине XIX века как обозначение (весьма неопределённое и расплывчатое) реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве.

Н. Л. Савинкова ( зав. отделом специального фортепиано музыкального училища эстрадно-джазовых искусств РАМ им. Гнесиных, Организатор и председатель оргкомитета ежегодного международного конкурса-фестиваля «Рояль в джазе») в своем выступлении затронула животрепещущую тему пополнения детского репертуара сочинениями современных композиторов. На сегодняшний день, композиторы практически игнорируют детское музыкальное творчество, оставляя его за границами собственных профессиональных интересов. Острая нехватка сочинений, доступных для детского возраста сегодня- приведет к тому, что уже завтра произойдет стремительное падение слушательского интереса к музыке в принципе. В этой связи, необходимо вернуться к идее культурного развития общества средствами образования, которые были сформулированы десятки лет назад.

В центре доклада А. К. Огиевского (дирижер, художественный руководитель оркестра «Новая классика»), рассматривавшего исторические паралелли формирования национальных композиторских школ, оказались перспективы развития академической музыки национальных традиций. По словам автора, именно национальные композиторы являются «глотком свежего воздуха» в современном академическом искусстве. Кроме того, автор отметил важнось создания условий для изучения композиторами фольклорных, национальных традиций. В этом отношении, позитивный опыт СССР (регулярные командировки лучших выпускников музыкальных ВУЗов страны в национальные республики ) мог бы стать отличным примером для подражания.

Особо стоит отметить высокопрофессиональные доклады участников из Туркменистана, посвятившим свои выступления аналитическим разборам сочинений Нуры Халмамедова, которые охватывали фортепианное и симфоническое творчество композитора, а также его работу в кино. Подобные музыковедческие работы имеют чрезвычайно высокое значение и вносят неоценимый вклад в копилку мировой музыкальной культуры, так как позволяют не просто углубить понимание композиторского стиля, но и сформировать новый вектор исследований в данной области.

Мередова Г. Н и Л. Сапаргельдыева сфокусировали свое внимание на фортепианном творчестве Нуры Халмамедова, отметив, основные черты его композиторского мышления, такие как: программность и импровизационность, на которых зиждется творчество Н. Халмамедова-выразителя национальных идей. Аннаглыжеова Ш, и Габибова З. С. прочитали доклад о другом выдающемся мастере туркменской музыкальной культуры, народном артисте Туркменистана- Реджепе Реджепове. В исследовательских работах авторов были разобраны основные произведения композитора, относящиеся к работе в кино: «Рабыня», «Невестка», «Дерево Джамал» и др. При этом, авторы постулировали главный композиторский прием в оркестровой музыке: сочетание академических и современных туркменских инструментов, с богатой палитрой оркестрового письма, достигнутой за счет уникальных инструментально-тембровых сочетаний.

По словам организационного комитета Московского Международного Фестиваля искусств «Звуки Дутара», помимо докладов представленных в очном формате конференции, каждый желающий сможет ознакомиться с докладами заочных участников, которые будут размещены в электронной библиотеке, на официальном сайте фестиваля:

В завершении научно-практической конференции, участники приступили к обсуждению тем будущего форума, что свидететельствует о высокой заинтересованности научного сообщества к данному мероприятию.

Материал подготовлен: Пономаренко Юлия Игоревна- композитор театра и кино, музыкальный эксперт, автор культурно-просветительской передачи «МузГид», лауреат и член жюри международных конкурсов, член Союза Театральных деятелей РФ, Российской общественной академии голоса, Научный модератор научно-практической конференции Московского Международного Фестиваля Искусств имени Нуры Халмамедова.