Звуки дутара

Московский Международный фестиваль искусств имени Нуры Халмамедова

проект Мамеда Гусейнова

Музыкальный конкурс 2018

1 ноября 2018 года в рамках IV Московского Международного Фестиваля Искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова прошёл музыкальный конкурс в номинациях «инструментальное и вокальное исполнительство», в котором приняли участия конкурсанты в 5-ти возрастных категориях от 7 до 32 лет из музыкальных школ и ВУЗов России, Туркменистана и Китая. Обязательная программа конкурса, включающая как произведения композиторов эпохи барокко, так и национальных, в том числе современных, вызвала некоторые вопросы в академических кругах. Арт-директор Фестиваля пианист, педагог, композитор Мамед Гусейнов в своём недавнем интервью, данном для ведущей российской газеты «Музыкальный Клондайк», поделился своей концепцией: «Чем хороша национальная музыка – она подразумевает момент импровизации. Например, в нотах идёт фиксация и хороший исполнитель понимает, что это просто знак, который необходимо оживить. Но есть и те, кто не может оторваться от эталонных записей. Ранее уже возникала мысль, что аудиозапись убьёт искусство и, в какой-то степени это и произошло. Многие музыканты играют стерильно, тем самым просто повторяя за кем-то, и из-за этого академическое искусство испытывает некий кризис. Сейчас нужны такие композиторы, музыка которых не успела превратиться в эталонные записи. На музыке барокко всё зиждется, а национальная музыка даёт нам простор – участники находят такие произведения, которые ещё никто не исполнял. Во время нашего фестиваля исполнители знакомятся с новыми для себя композиторами, происходит взаимообмен произведениями. И в этом наша цель – международное общение». https://www.muzklondike.ru/announc/308

В этом году жюри конкурса возглавила известная скрипачка Заслуженная артистка Российской Федерации Леонора Дмитерко. В состав жюри были приглашены заслуженные деятели культуры и искусства, лауреаты международных конкурсов, доценты, преподаватели музыкального факультета Института изящных искусств МПГУ, Института культуры и искусств МГПУ, такие как директор Центра культурных программ «Хрустальная часовня» Ольга Косибород, Ольга Морозова, Ирина Шубина, Вячеслав Чайран, Владимир Сушков, культуролог Солодкова Татьяна.

Конкурсанты продемонстрировали высокий профессиональный уровень подготовки на различных этапах образовательных программ. Юные дарования из детских музыкальных школ поразили жюри своим не по-детски глубоким отношением к искусству. Лауреат II Премии в возрастной категории А (7-9 лет) Орлов Алексей, ученик ДШИ №8 г. Балашиха, класс преподавателя Екатерины Яцюк, не смотря на свой юный возраст, в своей игре на фортепиано продемонстрировал тонкое понимание старинного стиля, хорошие штрихи, интонирование были положительно отмечены требовательным жюри. Никого не оставила равнодушными «поющая игра» на ударных инструментах девочек Алины Можар и Варвары Москвиной. Эта специфика Русской академической музыкальной школы была заложена ещё братьями Рубинштейнами, основателями Петербургской и Московской консерватории. Им принадлежит честь создания школы инструментального исполнительства для всех без исключения музыкальных инструментов на основе вокального интонирования. Благодаря таким преподавателям как Дуплий Максим, чьими ученицами являются Алина и Варвара, эта школа продолжает покорять слушателей. Сложная программа и её виртуозное исполнение не оставили сомнений у членов жюри о присуждении девочкам I премии и звания Лауреатов в возрастной категории А1 (10-12 лет).

Воспитанница Ольги Серветник, преподавателя ДМШ г. Мытищи, Лауреат II премии в возрастной категории А1 (10-12 лет) Гремячих Вероника продемонстрировала прекрасную скрипичную школу. «Идеальный подбор программы, всё выверено. Большое уважение педагогу, - сказала Леонора Дмитерко – сейчас такая школа редкость и прекрасно, что дети продолжают эту традицию, значит, Школа не исчезнет».

Лауреат II премии в возрастной категории А1 (10-12 лет) Гучакова Амина поразила прекрасным владением «Перманентным дыханием» при исполнении виртуозных эпизодов и канителенных фраз, что для столь юного возраста большая редкость. Преподаватель Михаил Сарайкин ДМШ № 64 может по праву гордится своей ученицей.

Юный саксофонист из ДМШ № 64 Чобанян Давид класс преподавателя Никитина Сергея представил программу уровня музыкального училища А. Детуш «Пастораль», П. Итюрральде «Греческая сюита». Перед выходом участника члены жюри были насторожены, справится ли ученик ДМШ? Давид не только прекрасно справился, но сделал это, как всем показалось, с легкостью. За что и получил диплом I степени в средней возрастной категории (13-16 лет).

Хороший уровень игры на фортепиано показал лауреат II премии в этой же средней возрастной категории Федотов Михаил, преподаватель Медушевская Татьяна. Стоит обратить особое внимание на высокий профессиональный уровень педагогов и подготовку конкурсантов среди учащихся ДМШ № 64.

Самой сложной оказалась работа жюри по выявлению лучших среди лучших. Именно такими оказались участники конкурса в старшой возрастной категории D (21-32 года). Музыканты из Туркменистана, получившие звания Лауреатов III степени, продемонстрировали прекрасную школу, талант, самобытность, яркое исполнение. Испанский танец Мануэля де Фалья в исполнении Тораевой Айгуль зазвучал эффектно, современно, но, не нарушая классических традиций. Якшимурадов Сияхат, ныне обучающийся в Казанской государственной консерватории, представил разнообразную программу: И.С. Бах «Прелюдия и фуга ля минор» из I тома ХТК, Н. Халмамедов – «Элегическая прелюдия и фуга», Ф. Лист – «Фантазия и фуга на тему В-A-C-H». Жюри отметило его манеру игры схожую со стилем Глена Гульда и оригинальный подбор программы - полифония в различных эпохах и направлениях.

Лауреат II степени Хаочуань Дин покорил исполнением «Попурри на китайские народные песни», председатель жюри даже попросила ноты для себя. Гениальная музыка прозвучала с большим мастерством, вдохновенно и с любовью. Саксофонист Зарипов Руслан продемонстрировал прекрасную певучесть инструмента и очень тонкое исполнение произведения И. С. Баха «Соната для скрипки и клавира h-moll 3,4 части» (переложение для альт-саксофона и фортепиано) позволили глубже оценить мастерство конкурсанта. Михалева Мария, ученица Ирины Яковлевны Шубиной, продемонстрировала глубокое владение музыкальным материалом и прекрасной школой, об уровне мастерства говорят произведения, представленные на конкурс Г. Телеман «Фантазия до-минор», К. Дебюсси прелюдия «Менестрели», Арво Пярт «Вариации на выздоровление Аринушки».

Среди представителей академического вокала конкурсантка из Китая Ло Маолинь покорила всех искренностью и внутренним переживанием во время исполнения. Она не исполнила – она прожила эти произведения. По праву Ло Маолинь награждена I премией и является Лауреатом конкурса. II премия присуждена Алатырцевой Екатерине и Ван Чуцин, которые представили качественную вокальную школу, хорошую программу и перспективы роста.

Прекрасным завершением конкурса исполнителей в рамках IV Московского Международного Фестиваля Искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова было присуждение Гран-при. Победителями стали две участницы нашего конкурса. По решению жюри были предложены и утверждены две кандидатуры. Впервые присуждаются два Гран-при и две Годовые стипендии, которые предусматривают не только денежные выплаты, но и обширную концертную практику на концертных площадках Москвы. Одной из обладателей Гран-при стала Илюшина Ксения, ученица Серветник Ольги, номинант младшей возрастной категории (7-9 лет). Это было непростое решение, ведь наша победительница маленькая девочка. Справится ли она с возложенной на неё ответственностью. Илюшина Ксения покорила жюри не только прекрасной игрой, но и проявленными в столь юном возрасте качествами настоящего артиста - большой волей, выдержкой и концертным поведением. Перед выступлением у Ксении лопнула струна на скрипки и пришлось отложить её выход на сцену, пока её мама ездила в магазин музыкальных инструментов покупать струны. При многочасовом ожидании Ксения не растеряла своё внутреннее состояние, скрипка ожила в руках девочки и запела. Жюри во главе с известной скрипачкой Заслуженной артисткой РФ Леонорой Дмитерко, высоко оценили прекрасную скрипичную школу столь юной участницы, и выбор произведений Клод Дакен «Кукушка» и Балис Дварионас «Элегия».

Второе Гран-при присуждено обладательнице уникального сопрано Тарасюк Ирине. Идеальная вокальная школа, голос выстроен так прекрасно, что прозвучит в любом оркестре и репертуаре, от Россини до Вагнера единогласно решило жюри.

Конкурс закончился. Конкурсанты вернулись к творческим будням.

Миссия проекта

Когда мы говорим о культуре народа, то имеем в виду учёных, поэтов, писателей, музыкантов, композиторов, артистов, художников, режиссёров – цвет нации, создающих эту культуру.

С 2015 года в Москве проходит уникальный фестиваль «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова, способствующий популяризации национальных культур.

Фестиваль посвящен актуальной на сегодняшний день теме – взаимопроникновению культур, где связующим звеном стала музыка. Но в то же время – это музыка национальная, отраженная в композиторском творчестве. Фестиваль имеет просветительскую направленность. Здесь люди знакомятся с творчеством композиторов разных стран. Отсюда цель фестиваля – международное общение, которое даёт возможность сотрудничества музыкантов, позволяет увидеть синтез этнического и академического искусств в современности, интеграцию профессиональной национальной музыки в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Все это оказывает большое влияние на единение социума. В рамках фестиваля также ежегодно проходят музыкальные конкурсы исполнителей разных специальностей, научно-практические конференции, художественные выставки.

Выбор места проведения фестиваля в России, и в частности, Москве, не случаен. Этот город сыграл судьбоносную роль в жизни многих национальных композиторов. Так, в Московской консерватории обучались основоположники национальных музыкальных культур из многих бывших советских республик. Именно здесь прошли студенческие годы выдающегося туркменского композитора, Народного артиста Туркменистана, лауреата Государственной премии СССР, Государственной премии Туркменистана имени Махтумкули – Нуры Халмамедова (1938 – 1983). Одно из знаковых событий в творчестве композитора — это создание в стенах Московской консерватории фортепианного опуса «Звуки дутара», посвящённого туркменскому исполнителю на национальном инструменте дутаре – Мыллы Тачмурадову. Игра на дутаре создала мелодические, ладовые и ритмические основы туркменского национального музыкального искусства.

Таким образом, Московский международный фестиваль «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова служит ярким примером взаимопроникновения европейской–академической и национальной–этнической музыкальной традиции. А Нуры Халмамедов выступает ярким примером композитора, который сумел воплотить в своём творчестве нравственный идеал народа, его духовные ценности и поднять народную туркменскую музыку до вершин мировой культуры. В его лице Туркмения обрела своего Орфея.

Нуры Халмамедов

Имя выдающегося туркменского композитора Народного артиста Туркменистана, лауреата Государственной премии СССР, Государственной премии Туркменистана имени Махтумкули, композитора Нуры Халмамедова (1938 – 1983) известно во всем мире. Он относится к числу тех немногих выдающихся людей, для признания гениальности которых не потребовалось много времени. Композитор Нуры Халмамедов - один из самых ярких дарований в созвездии туркменских композиторов-классиков, поднявший народную туркменскую музыку до вершин мировой культуры. В его лице Туркмения обрела своего Орфея, который озвучил для всего человечества не только многовековую национальную традицию, но и сумел воплотить в своём творчестве нравственный идеал народа, его духовные ценности.

Всенародную славу Халмамедов приобрел, в первую очередь, благодаря музыке к таким фильмам, как «Состязание» (Шукур-бахши), «Горькая судьба», «Тайны мукама», «Решающий шаг»... Его музыка так естественно и прочно вплетена в быт туркменского народа, что «Колыбельную» из фильма «Решающий шаг» матери поют детям, даже не подозревая о том, что музыка эта – авторская. Или другой пример: когда человек умирает, его провожают в последний путь под траурную мелодию Халмамедова из кинокартины «Горькая судьба».

Выдающемуся туркменскому композитору было суждено родиться неподалеку от тех благословенных мест, где родился, жил и творил великий туркменский поэт Махтумкули. На западе Туркменистана, на границе с Ираном, где несет свои быстрые воды река Сумбар, находится небольшой высокогорный аул Дайна. Феномен этой необычайно красивой местности в населяющих ее творчески одаренных людях. Можно лишь предположить, что свои способности дайнинцы получают от рождения по наследству как некий генетический код, который обязывает их воспеть гармонию окружающего мира.

В раннем возрасте Нуры Халмамедов остался без матери, попал в Байрамалийский детский дом, где получил начальное музыкальное образование. Первая учительница — Ольга Алексеевна Кривченко.

После детского дома, Нуры Халмамедов поступил в Музыкальное училище. В 1958 году после окончания Музыкального училища он, в числе наиболее одаренных студентов, был направлен в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в стенах которой написал около тридцати песен, романсов и хоровых произведений. Дипломной работой Нуры Халмамедова стали симфонические картины «Туркмения», прозвучавшие на выпускном экзамене в мае 1963 года в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения.

Одно из знаковых событий в творчестве композитора – это создание, в стенах Московской консерватории, фортепианного опуса «Звуки дутара», посвященного туркменскому народному музыканту, исполнителю на национальном инструменте дутаре - Мыллы Тачмурадову.

Нет, пожалуй, ни одной области музыкального искусства, которой не коснулось бы перо Нуры Халмамедова – сочинения для симфонического оркестра, балет, камерно-инструментальные и вокально-симфонические произведения, пьесы для различных инструментов, которые благодаря таланту композитора «заговорили на туркменском языке». Вокальные циклы на слова Махтумкули, Молланепеса, народных певцов и поэтов ХIХ века, а также Сергея Есенина и Генриха Гейне, японских поэтов, сделали его имя известным далеко за пределами Туркменистана.

Нуры Халмамедов ушел из жизни 4 августа 1983 года. Вся его жизнь – один прекрасный миг, была отдана великому искусству. Бог смолоду подарил ему острое чувство мимолетности бытия. Нуры был счастлив, говорит супруга композитора Гульсолтан Клычевна, ибо жизнь его была всецело отдана музыке. Он никогда не писал произведения по заказу, ради денег и славы. Нуры просто не мог не писать, казалось, что он пришел в этот мир, чтобы выполнить свое предназначение – оставить нам нетленные музыкальные строки, полные жизнеутверждающего пафоса.

Мамед Гусейнов

Мамед Гусейнов – композитор, пианист, педагог, выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных (2013 г.). Является лауреатом всероссийских и международных конкурсов, в том числе Первого и Второго конкурса-фестиваля им. Надежды Юреневой (Москва, 2009 и 2010 гг.), «Всероссийского конкурса имени Шишакова», где получил специальный приз за новаторское использование ситарно-дутарных приёмов игры на русских народных инструментах (Москва, 2009 г.), III Международного фестиваля «Таланты содружества» с вручением премии им. Фуата Мансурова (Москва, 2015 г.) и многих других.

Яркую звуковую палитру, выраженный мелодизм, глубину и рельефность образов, самобытные краски Востока; чувственные, тонкие, наполненные нежными ароматами и терпкими вкусами, характерные гармонические лады – всё это по праву можно считать «визитной карточкой» творчества Мамеда Гусейнова.

Композитор работает в различных жанрах, но особое место в его творчестве занимают камерно-вокальные сочинения. Мамед Гусейнов создал несколько вокальных циклов на стихи С. Есенина, М. Лермонтова, Ш. Бодлера, У. Шекспира, Х. Какалиева, В. Гоча, а также монооперу «Монологи Махтумкули Фраги» в переводе Арсения Тарковского. В 2017 году был издан сборник избранных вокальных сочинений Мамеда Гусейнова, посвященный 260-летию Российской Академии Художеств, с иллюстрациями известного художника Зураба Церетели. Музыкант ведёт активную концертную деятельность, выступая в странах Азии, Европы и Америки. Мамед Гусейнов является основателем и арт-директором ежегодного Московского международного фестиваля туркменской классической музыки "Звуки дутара» им.Нуры Халмамедова.